Цель и сроки технического освидетельствования кранов
Цель и сроки технического освидетельствования кранов
Техническое освидетельствование проводится с целью установить, что
грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее
безопасную эксплуатацию. Кроме того, при техническом
освидетельствовании проверяется правильность установки грузоподъемной
машины и соблюдение регламентированных правилами габаритов. Различают
полное и частичное техническое освидетельствование.
Полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин складывается
из осмотра их состояния, статического и динамического испытаний под
нагрузкой. При частичном техническом освидетельствовании производится
только осмотр грузоподъемной машины без испытания ее грузом.
Полному техническому освидетельствованию грузоподъемные машины должны
подвергаться перед вводом в работу (первичное техническое
освидетельствование) и периодически не реже одного раза в три года.
Редко используемые краны (краны, обслуживающие машинные залы
электрических и насосных станций, компрессорные установки и другие
грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования)
должны подвергаться полному периодическому техническому
освидетельствованию не реже чем через каждые пять лет. Отнесение кранов,
зарегистрированных в местных органах технадзора, к категории редко
используемых производится этими органами, а остальных кранов
—инженерно-техническим работником по надзору за грузоподъемными машинами
на предприятии.
Частичное техническое освидетельствование всех грузоподъемных машин должно производиться не реже одного раза в 12 мес.
Полное первичное техническое освидетельствование стреловых самоходных
(автомобильных, железнодорожных, гусеничных, пневмоколесных кранов, а
также кранов-экскаваторов) и прицепных кранов, а также грузоподъемных
машин, которые выпускаются с завода и перевозятся на место эксплуатации в
собранном виде (например, электрические и ручные тали, лебедки),
проводится отделом технического контроля завода-изготовителя перед
отправкой их владельцу.
Полное первичное техническое освидетельствование всех остальных кранов
(мостовых, башенных, портальных и др.) проводится после их монтажа на
месте эксплуатации администрацией предприятия (инженерно-техническим
работником по надзору в присутствии лица, ответственного за исправное
состояние грузоподъемных машин на данном предприятии). Периодическое
техническое освидетельствование (полное и частичное) кранов всех типов и
других грузоподъемных машин, а также внеочередные технические
освидетельствования проводятся администрацией предприятия — владельца
машин.
Как и в каких случаях проводится техническое освидетельствование?
Грузоподъемные машины (краны) во время эксплуатации должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному (через 12 месяцев) и полному (не реже одного раза в 3 года).
Полное техническое освидетельствование кранов должно производиться также после капитального ремонта крана, установки вновь - полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, замены крюка, механизма подъема, ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов или узлов.
После замены грузовых, стреловых и других канатов, а также в случае их перепасовки проверяется крепление их концов и производится их обтяжка рабочим грузом. При полном техническом освидетельствовании производятся осмотр крана, статическое и динамическое испытания.
При частичном освидетельствовании испытание крана грузом не производится.
При осмотре крана проверяются в рабочем состоянии все механизмы и оборудование, Приборы безопасности, тормоза и аппараты управления. Особенно тщательно осматриваются металлоконструкции крана и его сварные соединения на отсутствие трещин и деформаций, крепление кабины, лестниц, площадок и ограждений, крюк и детали его подвески, крепление канатов, состояние блоков, осей и деталей их крепления. Проверяются также состояние заземления электрического крана, соответствие массы противовеса и балласта, состояние крановых путей.
Статическое испытание крана производится нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность, при этом проверяется прочность всех элементов и устойчивость стреловых кранов. Статическое испытание стрелового крана производится в положении стрелы, соответствующем наибольшей грузоподъемности, то есть при минимальном вылете. При испытании стрела устанавливается в положение наименьшей устойчивости, груз поднимается на высоту 200—300 мм.
Статическое испытание козлового и мостового кранов производится при установке их над опорами крановых путей, а их тележек (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему, прогибу фермы. Груз поднимается на высоту 200—300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. У козлового крана с консолями отсутствие остаточной деформации проверяется как при установке тележки между опорами крана, так и при установке ее на консоли. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания грузом, кран не должен допускаться в работу до выяснения причин деформации. Динамическое испытание крана производится нагрузкой, на 10% превышающей грузоподъемность. Это испытание можно выполнить рабочим грузом путем поднятия и опускания последнего на небольшую высоту. Одновременно проверяется действие всех механизмов. У кранов, имеющих два и более механизмов подъема, испытанию подлежит каждый из них. Динамическим испытанием заканчивается техническое освидетельствование, результаты которого заносятся в паспорт крана за подписью лица, проводившего освидетельствование. Здесь же записывается право на дальнейшую эксплуатацию (при удовлетворительных результатах испытаний) и срок следующего освидетельствования.
Статическое и динамическое испытание грузом редко используемых грузоподъемных машин производится не реже одного раза в 5 лет.
К редко используемым относятся краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, компрессорные установки и другие грузоподъемные машины, используемце только при ремонте оборудования. Отнесение кранов к категории редко используемых производится по согласованию с органами технического надзора.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин с испытанием грузом производится после монтажа, вызванного установкой машины на новое место работы, ее реконструкции, ремонта металлических конструкций ее с заменой расчетных элементов или узлов, установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, капитального ремонта или смены механизма подъема, смены крюка (крюковой подвески).
После замены стреловых, грузовых и других канатов, а также после их перепасовки (установки вставок стрелы и т. п.) техническое освидетельствование производить не следует, но необходимо тщательно проверить правильность запасовки и надежность крепления канатов, а также произвести обтяжку их рабочим грузом. Указанная работа- может быть возложена на лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин проводят инженерно-технические работники, осуществляющие надзор за кранами при участии лиц, ответственных за их содержание в исправном состоянии. Инженерно-технические работники по надзору выдают разрешение на дальнейшую работу крана.
Статическое и динамическое испытания кранов мостового типа, предназначенных для обслуживании гидро- и теплоэлектростанций и подстанций, могут производиться с помощью специальных приспособлений, позволяющих создать испытательную нагрузку без применения груза. Приспособление позволяет производить динамическое испытание механизма подъема под нагрузкой в пределах не менее одного оборота барабана. Такое испытание кранов должно производиться согласно инструкции, разработанной владельцем крана.
Испытание под нагрузкой механизма передвижения необязательно.
Все грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах технического надзора, но регистрируемые на предприятии или стройке, подлежат обязательному техническому освидетельствованию.
Регистрация кранов. До пуска в работу кран должен быть зарегистрирован в органах Госгортехнадзора. Цель регистрации — принять кран на учет местной инспекции Госгортехнадзора для наблюдения и надзора за его эксплуатацией. В органах Госгортехнадзора краны регистрируют на основании письменного заявления руководства предприятия-владельца. Владельцем грузоподъемной машины считается предприятие (организация), на балансе которой находится грузоподъемная машина. При передаче ее во временное пользование функции владельца, определяемые «Правилами» Госгортехнадзора, могут быть поручены организации, принявшей грузоподъемную машину в эксплуатацию, что должно быть отражено в договоре. При передаче крана другому предприятию, хозяйству или организации паспорт должен быть передан вместе с краном новому владельцу, о чем ставят в известность местную инспекцию Госгортехнадзора. Ответ на заявление о регистрации крана должен быть дан владельцу не позднее чем в пятидневный срок со дня получения документов органом надзора. При отказе зарегистрировать кран органы Госгортехнадзора обязаны письменно указать владельцу причину, сославшись на соответствующие статьи «Правил» Госгортехнадзора.
Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
кран и его установка соответствуют "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00) (далее Правила), паспортным данным и представленной для регистрации документации; кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Краны до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству по эксплуатации крана, либо, при отсутствии в руководстве соответствующих указаний, согласно Правилам .
Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
полному (ПТО) - не реже одного раза в 3 года (включает в себя осмотр, статические и динамические испытания); частичному (ЧТО) - не реже одного раза в год (в отличие от ПТО не включает в себя проведение испытаний). Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после:
монтажа, вызванного установкой крана на новом месте; реконструкции крана; ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки; установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы; капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки; замены крюка или крюковой подвески; замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа. Техническое освидетельствование крана должно проводиться инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Кроме того, должно быть проверено:
состояние металлоконструкций сварных (клепаных) соединений, кабины, лестниц, площадок и ограждений; состояние крюка, блоков; фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановки механизма подъема; состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления; соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте; состояние кранового пути и соответствие его Правилам, проекту и руководству по эксплуатации крана; состояние канатов и их крепления; состояние освещения и сигнализации.