В ходовых устройствах кранов, как правило, применяются двухребордные колеса, свободно вращающиеся на оси или вместе с осью. Применение безребордных ходовых колес на мостовых кранах допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.
Применение одноребордных ходовых колес допускается при ширине колеи пути наземных кранов, кроме башенных, не более 4 м с учетом, что обе нитки пути лежат на одном уровне и краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам. Необходимо соблюдать условие, чтобы расположение реборд колес на одном рельсе было противоположным расположению их на другом рельсе.
При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.
Какие меры безопасности соблюдают при эксплуатации ходовых колес кранов?
При эксплуатации ходовых колес кранов необходимо своевременно осматривать и заменять изношенные детали. При осмотрах ходовых колес проверяют: наличие смазки в подшипниках, состояние крепления букс и зубчатых венцов, износ реборд и поверхности катания, а также отсутствие трещин в теле колеса. При обнаружении повышенного износа поверхности катания колеса, который допускается не более 20 % первоначальной толщины обода, а также трещин, ходовые колеса меняют. Замену ходовых колес производят при общем износе реборд на 50% их первоначальной толщины, а также, при наличии отогнутых, или частично обломанных реборд.
Необходимо систематически проверять равномерность износа ходовых ведущих колес. Разность диаметров окружностей катания спаренных ведущих ходовых колес (сидящих на одном валу или связанных системой зубчатых передач) должны быть не более 0,001 их диаметра.
Необходимо помнить, что при больших разностях в размерах диаметров колес одна сторона крана забегает, что ведет к перекосу моста, и кран может сойти с рельсов кранового пути.