Помимо стреловых монтажных кранов при производстве строительно-монтажных работ находят применение краны, мостового типа, получившие название от основной части крана — моста. Эту группу образуют: мостовые, козловые, включая краны-перегружатели, кабельные; краны и краны-штабелеры, имеющие постоянную грузоподъемность во всей рабочей зоне.
Мостовые краны обычно осуществляют внутрицеховое и внутрискладское транспортирование грузов (установлены в цехах и на эстакадах предприятий), поэтому их как правило применяют для монтажа (демонтажа) оборудования во время реконструкции, ремонтных и других видах работ. Козловые краны широко применяют в промышленном и гражданском строительстве, а также для обслуживания складов и полигонов. Кабельные краны применяют в энергетическом, гидротехническом, мостовом и других видах строительства, при обслуживании складов, когда на небольшом по фронту участке сосредоточены большие объемы работ. Краны-штабелеры специально предназначены для укладывания грузов в штабели или стеллажи с помощью специальных грузозахватных устройств и находят широкое применение на складах монтажных организации. Очевидно, что для ведения СМР их не применяют. Основное рабочее оборудование кранов — грузовой полиспаст с крюковой подвеской.
В отличие от стреловых кранов краны мостового типа перемещают груз не на стреле (консольно), а на грузовой тележке, которая (за исключением козловых консольных кранов) постоянно находится в пределах опорного контура машины. Очевидно, что при такой схеме нагружения кранов они не могут опрокинуться под действием рабочей нагрузки и расчет их устойчивости не выполняют, что является существенным преимуществом. При этом рассчитывают только запас устойчивости кранов мостовых двухбалочных в нерабочем состоянии от действия ветровой нагрузки.
Мостовой кран состоит из моста, выполненного из главных (продольных) и концевых (поперечных) балок, сваренных между собой, и передвигающегося по надземному рельсовому пути, уложенному на. подкрановые балки, закрепленные на консолях колонн здания (цеха) или эстакады (рис. 112). По мосту (вдоль главных балок) передвигается грузовая тележка, оборудованная механизмами подъема груза и передвижения. По концам концевых балок моста размещены ходовые тележки с приводом, обеспечивающие передвижение крана вдоль пролета здания (эстакады).
Мостовые краны, передвигающиеся по крановому пути, закрепленному на. колоннах, называют опорными, в отличие от подвесных, крановый путь которого прикреплен к перекрытию зданий. По конструкции моста краны разделяют на двухбалочные (две главные балки) и однобалочные (одна балка). Двухбалочные мостовые электрические краны общего назначения должны удовлетворять: требованиям ГОСТ 24378—80Е. Как правило, это — однопролётные краны, опирающиеся на два рельса. Грузоподъемность кранов 5...50 т, пролет 10,5...32 м, высота подъема груза 6... 18 м.
Мостовые краны общего назначения имеют грузоподъемность до 320 т, а специального (металлургические, энергетические и др.) —до 630 т. Однобалочные краны (опорные и подвесные) должны соответствовать требованиям ГОСТ 22045—82. Так как мост такого крана представляет собой однобалочную конструкцию, то установить на нем стандартную четырехколесную грузовую тележку не представляется возможным. Поэтому в качестве тележки на них применяют электротали ТЭ-ВНИИПТМАШ по ГОСТ 25584—77. Грузоподъемность однобалочных кранов 1...5 т, пролет 4,5...28 м, высота подъема груза до 12 м. Часто однобалочные краны малой грузоподъемности снабжают ручным приводом механизмов. В этом случае роль механизма подъема груза выполняет подвесная кошка, перемещаемая по нижнему поясу балки моста, с подвешенной в ее траверсе червячной или шестеренной ручной талью. Так как основная, конструкция крана состоит из одной балки, то он получил закрепившееся название — кран-балка (от одноименного голландского слова).
Двухбалочными мостовыми кранами управляет оператор-крановщик, находясь в кабине управления, подвешенной к конструкции моста снизу. Управление однобалочными кранами осуществляется с. подвесного кнопочного пульта (с попа). Скорость подъема груза 0,13...0,17 м/с, скорость передвижения грузовой тележки 0,7 м/с и скорость передвижения моста до 0,8 м/с при управлении с пола и до 1,3 м/с — при управлении из кабины. Подвод электроэнергии для питания приводов механизмов крана осуществляют по контактным проводам со скользящими по ним токосъемниками— троллеям (от одноименного английского слова — контактный провод; слово троллейбус — аналогичного происхождения) либо по электрическому кабелю, тянущемуся за краном (тележкой).
Мостовой кран обслуживает практически всю площадь цеха (кроме узких полос вдоль цеха), что является его основным преимуществом. Кроме того,мостовой кран передвигается по надземному крановому пути, поэтому он не занимает полезную площадь пола цеха. Грузоподъемность крана не зависит от положения грузовой тележки относительно моста и высоты подъема груза. Мостовой кран прост по конструкции, надежен в эксплуатации и удобен в управлении. К недостаткам мостовых кранов следует отнести необходимость устройства специальных крановых путей на высотных отметках.
Краны мостовые - необходимейший вид спецтехники, без которого не обойтись на производстве и на складах, в цехах электростанций, на строительных площадках , в монтажных и ремонтных цехах. Сегодня рынок предлагает множество разновидностей электрические мостовые краны различной грузоподъемности как универсального, так и специального назначения. К последней группе относятся, к примеру, так называемые магнитные краны, служащие для подъема и транспортировки ферромагнитных материалов (стружки, различных видов проката и так далее), электрические мостовые краны - грейферные краны, предназначенные для подъема и перемещения сыпучих и кусковых материалов и другие разновидности электрические мостовые краны специального назначения. Основные характеристики, в соответствии с которыми определяются разновидности краны мостовые и козловые - грузоподъемность мостового крана (в зависимость о грузоподъемность мостового крана все они разделяются на три группы: краны грузоподъемностью до 5 тонн, от 5 до 50 тонн, от 50 тонн и выше), наличие дополнительных опций (позволяющее выделять электрические мостовые краны общего назначения, специализированные и металлургические), особенности конструкции крана схема мостового крана. В зависимости от конструкции Электрические мостовые краны разделяются на кран мостовой опорный, мост которых непосредственно опирается на подвесной железнодорожный путь, подвесные краны и Мостовой кран козловой, мост которого установлен на наземный рельсовый путь. Основные тенденции, имеющие место на рынке Кран мостовой опорный и их комплектующих - увеличение грузоподъемность мостового крана, снижение выпуска кранов малой грузоподъемности, в общем объеме производства мостовых кранов. Очень большую роль играет также расширенное применение гидравлического привода в конструкции Кран мостовой опорный, применение специализированного электропривода, повышающее кпд и снижающее затраты на эксплуатацию крана. Еще одна перспективная тенденция, имеющая место на рынке электрические мостовые краны - применение новых типов конструкций, позволяющих снизить массу крана и металлоемкость конструкций, повысить долговечность работы крана и его надежность. Таковы новые конструкции мостов со стенками разной толщины, позволяющие разместить внутри несущих балок электроаппаратуру электрические мостовые краны, такова тенденцию к применению трубчатых профилей и легких металлов. Как работают эти новации, насколько он удобны, легко понять по прилагаемой схема мостового крана. Сегодня есть возможность не только приобрести электрические мостовые краны, но и взять кран в аренду. Эта услуга удобна тем, что позволяет сократить затраты на ремонт мостового крана и его обслуживание - эти задачи, поддержание крана в исправном техническом состоянии, берет на себя фирмы, предлагающая аренду. Можно арендовать кран вместе с услугами машинист мостового крана, имеющего соответствие знания, навыки и лицензии. Краны, предлагаемые в аренду, проходят регулярный плановых и внеплановый технический осмотр и техническое освидетельствование, при этом компания-арендодатель отвечает за качество проверок своей репутацией.